Музыка Планеты: музыка испаноязычного мира


Leyendas del Río de la Plata

(Легенды Серебряной реки)

Рио де ла Плата, Серебряная река на далеком вечнозеленом континенте, объединяет две великих страны — Аргентину и Уругвай.

Общим достоянием этих стран является не только Река. Еще их объединяет действительно великий, действительно могучий и действительно свободный Испанский язык. Возможно, красивейший язык на свете.

А вот с великими достижениями музыкальной культуры дело обстоит не так просто: они не только объединяют, но и разделяют два народа, служат источником их постоянных споров и соперничества.

Во всём мире популярно Аргентинское Танго. Но, к сожалению, мало известно, что многие и многие великие исполнители, композиторы, авторы текстов, руководители оркестров, прославившие жанр танго, являются уругвайцами по происхождению, которые в свое время переехали в Аргентину и добились там известности и даже мировой славы.

Разумеется, уругвайцам «за державу обидно». Разумеется, страна, подарившая музыкальному миру столько знаменитых имен и музыкальных шедевров, имеет право на свою долю почтения, признания и славы.

Поэтому, вспоминая о всемирно известных исполнителях, композиторах, дирижерах, трудно разделить Аргентину и Уругвай; корректнее говорить о странах бассейна Серебряной реки и об их общих достижениях. А достижения эти поразительно велики!

Страны Серебряной реки — это, без преувеличения, родина ВЕЛИКОЙ МУЗЫКИ.

В 2009 году Танго было объявлено ЮНЕСКО частью всемирного «нематериального культурного наследия».

Однако, Аргентина и Уругвай — это не только Танго.

Страны Серебряной реки — это Милонга. Милонга — предшественница танго, танец еще более страстный, порывистый, энергичный, экспрессивный.

Страны Серебряной реки — это Вальс, Великий Вальс (да, да, как ни парадоксально это звучит!)

Страны Серебряной реки — это Пасодобль, Фокстрот, Ранчерас, Марш и даже Полька!

Страны Серебряной реки — это, конечно же, гениальные композиторы, потрясающие исполнители и знаменитые оркестры.

О них, удачливых и не очень, знаменитых и не очень, но бесконечно талантливых, ярких, интересных, оставивших свой неповторимый след в искусстве, так много сделавших для всех поклонников Музыки — эта страница.

© При использовании материалов ссылка на сайт "Музыка Планеты" обязательна.


Francisco Canaro — Франсиско Канаро

Скрипач, дирижер, композитор, импрессарио

26 de Noviembre de 1888 — 14 de Diciembre de 1964

Пиринчо (Pirincho) — так все звали Франсиско Канаро с первого дня его рождения, 26 ноября 1888 года.

Ведущая фигура Старой Гвардии Танго, Канаро основал Квинтет Пиринчо в 1916 году. По мере того, как танго становилось зрелым жанром, Канаро увеличивал свой оркестр и обновлял свой стиль, а также оставил свое скромное прозвище «Пиринчо», чтобы взять более серьезное название для своего ансамбля: Традиционный Оркестр Франсиско Канаро. Однако ностальгия по чистому звучанию тех героических дней привела Канаро к основанию, спустя десятилетия, обновленного Квинтета Пиринчо, с намерением сохранить нетронутым ритм Старой Гвардии. После смерти Канаро, стараясь как всегда сохранить дух раннего танго, квинтет продолжает выступления. С тем же самым настроением и инструментами (две скрипки, бандонеон, фортепиано, двойной бас) Квинтет Пиринчо приближается к своему столетию с тем же блеском, что и всегда.

Сын итальянского иммигранта Франсиско Канароццо (Francisco Canarozzo) из уругвайского города Сан Хосе де Майо, Канаро сам стал романом, перегруженным причудливыми сюжетами, наполненным забавными и интересными историями, некоторые из которых стали мистическими. Мальчик, родившийся в глубочайшей бедности, он нигде не учился, единственным выбором для него была работа. Когда, следуя своему инстинкту, он вступил на музыкальный путь, то получил всё то, к чему так стремился: славу и деньги. Себялюбие и значимость, которые могли бы расцвести в нем, как в любом другом человеке, имели для него второстепенное значение. Его трудолюбие и преданность идеям стали образцом для подражания. Он стал центром притяжения для своих коллег, поскольку с 1918 года боролся за права композиторов, не признаваемые до тех пор, пока не появилось SADAIC (Аргентинское Общество Музыкальных Авторов и Композиторов), основанное в 1935 году, здание которого было возведено на участке земли, купленном Канаро.

Его начинания тесно переплетены с историей танго. Настолько сильно переплетены, что в одной из радио программ 1950-х годов была сказана фраза, относящаяся к какому-то очень давнему событию: «когда Канаро уже создал свой оркестр...».

Его судьба вызвала появление на свет расхожей фразы «Он имеет больше денег, чем Канаро», произносимой при упоминании о чьем-либо богатстве. Говорят, что однажды, когда Канаро и Гардель встретились на скачках, Гардель занял у него 500 песо (огромная сумма по тем временам), чтобы поставить на лошадь, но попросил Канаро забыть об этом долге: «Я беден, а ты получаешь здесь все деньги». Поскольку, в сравнении с Канаро, даже Гардель был бедняком.


Канаро прозвали Пиринчо с момента рождения. Попивальная бабка, держа его на руках и увидев, что у него уже много волос, и они торчат, как пучок перьев, как хохолок, воскликнула: «Он похож на Пиринчо!», намекая на маленькую птичку семейства Кукушки, которая водится в бассейне Рио де ла Плата.

Его семья вскоре переехала в Буэной-Айрес, где они сняли домик и жили в условиях крайней бедности. Франсиско стал продавать газеты, когда ему не было еще и 10 лет. Затем он стал маляром и выполнял урочные работы на постройке здания Национального Конгресса.

Музыка его очень привлекала. Первое удовольствие он испытал, когда взял несколько аккордов на гитаре, получив несколько уроков у соседа, занимавшегося ремонтом обуви. Но он был просто загипнотизирован скрипкой. Поскольку у него не было денег на покупку скрипки, он сделал собственную «Страдивари» из подручных материалов. «Первое танго, которое я сыграл по памяти, было «El llorón» неизвестного композитора», — вспоминал он несколькими годами позже, — «футляр для скрипки сделала моя мама; это был просто чемодан из-под одежды, и так я отправился заработать немного денег на танцах в соседней округе».

Но его официальный дебют состоялся в Ранчос, маленьком городке в сотне километров от Буэнос-Айреса. Здесь он сыграл с трио, но его выступления там быстро закончились по двум причинам. Одна состояла в том, что маленькую сцену, на которой выступали артисты, нужно было укрепить железом, чтобы защитить их от ружейных выстрелов, которыми баловались посетители. Другая причина заключалась в том, что Канаро нравились окрестные девушки, но хозяин заведения постарался «спровадить» его, рассказав историю о том, как некий мужчина, связавший себя с местной девушкой, был убит ее знакомыми.

Вернувшись домой, он встретил нового соседа, бандонеониста Висенте Греко — того, кто некоторое время спустя, предложит название «Традиционный Оркестр» для групп, исполнявших танго. Позже Канаро признает, что Греко оказал на него значительное влияние.

В 1908 году было решено, что карьера Канаро должна быть связана с танго. Он стал выступать в кафе в округе Ла Бока, и его имя приобретало известность. Позднее он объединился со своим другом Греко, и вместе они начали работать на то процветание, которого добились впоследствии.

В 1912 году Канаро начал свою фантастическую композиторскую карьеру с танго «Пинта Брава» и «Матасанос». На протяжении своей жизни он создал такое количество произведений, что влоть до сего дня спорят, сколько из них было действительно рождено его вдохновением, а сколько он сделал своими в обмен на покровительство или деньги. Но, как утверждает эксперт в данном вопросе Бруно Сеспи, «даже если всего 5 процентов всех песен, которые подписаны именем Канаро, было сочинено им самим, то этого было бы достаточно, чтобы признать его великим».

«Матасанос» было написано по заказу студентов-медиков, готовящихся к выпуску из вузов, которые обычно устраивали в первый день весны так называемые «Балы интернатуры». На одном из этих балов, будучи нанятым для исполнения музыки со своей группой, собранной по случаю, Канаро впервые взял в руки дирижерскую палочку. Его оркестр был первым, кого допустили в аристократические дома, когда танго еще не получило официального признания. Его группа не имела определенного музыкального стиля. Канаро предпочитал приспосабливаться к любым обстоятельствам, всегда находя способ сохранить свое «пространство», не конкурируя с другими звездами какого-либо жанра. Что касается общего количества его записей, то оценки сильно расходятся: их число вариьрует от 3 500 до 7 000!

Записи оркестра Франсиско Канаро

Reliquias Porteñas (Воспоминания Буэнос-Айреса), милонга

Milonga de mis amores (Милонга моей любви), милонга

Bailonga, милонга, 1932 г.

Pampa (Пампа), танго, 1930-е гг.

Milonga de antaño (Милонга давно минувших дней), 1937 г.


В 1924 году он задумал пригласить в оркестр певца, но только для исполнения «припевов» (эстрибильо), коротких вокальных секций каждого танго. Так, именно он начал эру «эстрибильистов» или «шансонье», первым из которых стал Роберто Диас.

Спустя несколько лет Канаро также стал пионером во введении контрабаса в оркестры, исполнявшие танго, выбрав для этой миссии темнокожего Леопольдо Томпсона.

В 1921 году для того, чтобы играть на карнавальных балах в ныне исчезнувшем театре Опера Буэнос-Айреса, он объединил 32 оркестранта — оркестровую численность, неизвестную до Канаро в исполнении танго.

В 1925 году он отправляется в Париж, где танго стало новой модой. Там выступали Мануэль Пизарро и его братья, каждый со своим «Пизарро» оркестром. Канаро со своими братьями сделал то же самое. Он привез с собой эстрибильистов Агустина Ируста и Роберто Фугазота, дуэт, который он объединил с пианистом Лусио Демаре. Созданное трио будет иметь успех в Испании и других странах Европы на протяжении более 10 лет. В Париже он также впервые ввел исполнительницу, Терезу Аспрелья, поселившуюся затем во Франции. А во время турне по США он пригласил Линду Тельма.

Когда он вернулся в родную страну после двухлетнего отсутствия, там уже были популярны другие хорошие оркестры. Очень умело Канаро начал длинное гастрольное турне по стране, чтобы стать знаменитым в каждом местечке. Далее, как только стали модными радиопередачи, он использовал преимущества радио, чтобы завоевать там звездные позиции. Даже несмотря на то, что другие музыканты улучшали и развивали свой личный стиль, имя Канаро было известно каждому.

Музыкальный театр не был его созданием, но все мюзиклы, которые он продюссировал, становились успешными. Он использовал простые сценарии, чтобы создавать свои мюзиклы. Его вокалисты были элегентными мужчинами, и он обрабатывал некоторые из своих танго в «симфонической» манере, используя их как увертюры или интерлюдии, исполнявшиеся его оркестром в оркестровой яме. Он брал старые танго, переименовывал их, а затем снова изменял их имена, если добавлял к ним текст. Так, его симфоническое танго «Pájaro azul» (Синяя птица) появилось из его предыдущих «Nueves puntos» (Новые знаки) и «Halcón negro» (Черный сокол) 1932 года, другое танго сначала называлось «La llamada» (Звонок), а с текстом превратилось в «Rosa de amor» (Роза любви). Также он пытался создать новый размер, тангон (tangón), но это не сработало. Еще он сделал попытку создать милонгон (milongón).

Единственным его неудачным предприятием стал кинобизнес. Он основал студию «Рио де ла Плата», но ни один из фильмов под этой маркой не был прибыльным, поэтому он был вынужден избавиться от компании.

В 1956 году он опубликовал свои мемуары под названием «Мой 50-летний юбилей с танго», переполненные гиперболами. Странное заболевание, болезнь Педжета, вызвало его смерть. Его наследство было поровну поделено между его законной женой, «француженкой», с одной стороны, и дочерьми, рожденными от его любви к хористке одного из его мюзиклов, с другой стороны.

Город Монтевидео назвал в его честь одну из улиц. Но до сего дня ни одной улицы, ни одного фильма, ни одного театра не было названо в его честь в Буэнос-Айресе.

Записи оркестра Франсиско Канаро

Milonga Sentimental (Сентиментальная милонга),
поют Эрнесто Фама и Анхель Рамос, 1940 г.

El viejito accordeon (Старина-аккордеон), полька, поет Марио Алонсо , 1930-е гг.

Poema (Поэма), танго, поет Роберто Маида

El torito (Бычок), милонга

La melodia de nuestro adiós (Мелодия нашего прощания), танго


Его оркестр исполнял не только его танго и вальсы, но и ранчерас, марши, милонги, креольские арии и т.д.

Он посетил с концертами Францию, США, Японию. Много раз гастролировал в Уругвае, пять раз выступал в Бразилии и Чили.

Никто не сделал больше записей в ту эпоху, в которую авторы текстов и композиторы искали тех, кто запишет их произведения, поскольку именно с ним можно было быть уверенным в популярности своих произведения и в получении за них соответствующего денежного вознаграждения. Настолько велики были его привлекательность и популярность.

Ему посвятили свои танго Хосе Мартинес, назвав его «Канаро» (1915 г.); братья Скарпино и Хуан Кальдарелья — «Канаро в Париже» (1925 г.); Хосе Перес Росельи — «Канаро в Кордове» (1928 г.) и Хосе Луис Падула — «Пиринчо» (1932 г.).

Его отношения с Карлосом Гарделем стали, возможно, самой известной дружбой в мире танго, которая связывала их с 1913 года, когда они познакомились в салоне «Rodríguez Peña». В дальнейшем они сотрудничали, и популярность одного подкрепляла известность другого. Бессмертный певец записал множество произведений (танго, фокстротов, ранчерас) Канаро на слова разных авторов и на собственные тексты.

(По материалам аргентинских, уругвайских и мировых СМИ, перевод автора сайта)


Полезные ссылки

Франсиско Канаро (на английском языке)

Франсиско Канаро (записи)

Франсиско Канаро (на английском языке)

Франсиско Канаро (на английском языке)

Франсиско Канаро (на русском языке)

Франсиско Канаро (на русском языке)

Франсиско Канаро (видео)

Франсиско Канаро (на испанском языке)


Copyright © 2006-2016 Elena_M. All rights reserved. Site Meter