Музыка Планеты: музыка испаноязычного мира


Leyendas del Río de la Plata

(Легенды Серебряной реки)

Франсиско Канаро

Франсиско Канаро был еще и прекрасным импрессарио. Он дал «путевку в жизнь» многим знаменитым исполнителям танго.

© При использовании материалов ссылка на сайт "Музыка Планеты" обязательна.


Ada Falcón — Ада Фалькон

Настоящее имя: Aída Elsa Ada Falcone

17 de Agosto de 1905 - 4 de Enero de 2002

Сама певица утверждала, что является дочерью человека из благородной семьи аргентинского общества, который похитил ее юную мать против воли семьи. И Ада появилась на свет в результате такого отчаянного поступка. Однако эта романтическая история так и не получила подтверждения.

Но правда это или нет, это вызывает интерес в связи с серией событий, которыми отмечено ее последующее поведение. Влияние ее матери было значительным, поскольку именно мать решила, что ее дочь должна выбрать артистическую судьбу.

В пять лет она дебютировала как «Маленькая аргентинская драгоценность». В 1920 г. она снялась в немом кино. Все эти занятия отвлекали ее от нормального посещения школы, поэтому ей пришлось обучаться на дому.

Позже, когда она расцвела, успех и признание публики избаловали ее, и она стала вести себя, как типичная дива северо-американского кино. Мужчины обожали ее красоту и распевали элегии о ее зеленых глазах.

Затем она стала избегать контактов с публикой до такой степени, что ее выступления на Радио Эль Мундо — уже в конце ее карьеры — проходили не в главной студии, а в маленькой комнате, которая стала называться «комната Фалькон».

Она водила красный автомобиль с откидным верхом, жила в трехэтажном доме в самом презентабельном районе города и демонстрировала меха и драгоценности. Но начались проблемы: она надолго замыкалась одна в доме, попадала в комические ситуации, например, входила в церковь в Новой Помпее на коленях и громко разговаривала с иконами.

С конца 1942 года она замыкается в себе, абсолютно забрасывает артистическую жизнь, оставляет сцену и вместе с матерью переселяется в провинцию Кордова, где они обе становятся членами Третьего Ордена Францисканцев. Она ушла из жизни в январе 2002 года.

Ада Фалькон обладала диапазоном от меццо-сопрано до сопрано на верхних нотах, легким грудным тоном и некоторой претензией на лирическое вибрирование, что создавало ее личный уникальный стиль. Все это сочеталось с ее природным темпераментом, который призван был в нужном месте подключить нужные эмоции. Ее пение было волнующим, в романтическом стиле, с таким чувством, будто она скорбит об утраченной любви. Для нее был характерен печальный, скорбный тон при исполнении произведений.

Первая ее запись появилась в 1925 году с аккомпанементом оркестра маэстро Освальдо Фреседо на студии «Виктор». Ада появилась снова в 1929 году на студии «Одеон» в сопровождении пианиста Энрике Дельфино, который вместе с гитаристом Мануэлем Парада аккомпанировал ей в 14 номерах.

Наконец она встретилась с главным мужчиной своей жизни — дирижером Франсиско Канаро. Они вместе записали около 180 произведений, начиная с июля 1929 года, когда Ада Фалькон спела рефрен танго «La morocha», и заканчивая сентябрем 1938 года, когда она записала последний диск с двумя номерами, танго «Corazón encadenado» и вальсом «Viviré con tu recuerdo» (оба Франсиско Канаро и Иво Пелая).

У нее были длительные романтические отношения с ним. И два анекдотических события, о которых поведал один из музыкантов оркестра.

Ада настаивала, чтобы Канаро развелся со своей официальной женой и женился на ней, и Канаро, кажется, готов был согласиться на ее требование, но перед тем, как ответить певице, он попросил у адвоката разъяснений о подробностях бракоразводного процесса и финансовых последствиях. Ответ был очевиден: половина его денег должны были перейти к его жене. Канаро никогда больше даже не помышлял о разводе.

Второй анекдот случился во время репетиции оркестра, когда Ада сидела на коленях у Канаро. Неожиданно открылась дверь, и появилась «француженка», как все звали жену Канаро. Она открыла сумочку, достала пистолет и стала угрожать Аде, которая обратилась в бегство. Несколько дней спустя произошел артистический «развод» певицы с оркестром.

В течение своей карьеры она снялась в нескольких фильмах, в том числе в фильме «Идолы радио» вместе с великим певцом Игнасио Корсини. Премьера состоялась в октябре 1934 года. В этом фильме также снялись Тита Мерельо и Дорита Дэвис.

Она была странной, заносчивой, тщеславной, надменной, но ее красота и прекрасные артистические качества сделали ее значительной фигурой среди исполнительниц популярной музыки.

Записи Ады Фалькон с оркестром Франсиско Канаро

Envidia (Ревность), танго, 1936 г.

Lo que nunca te dirán (То, что тебе никогда не скажут), танго, 1931 г.

Para ti madre (Для тебя, мама), вальс, 1935 г.

Tengo miedo (Боюсь), танго, 1929 г.

Yira, yira (Скитайся, иди по жизни бесцельно), танго

La utlima Copa (Последний бокал), танго,

La morocha (Брюнетка), танго, 1929 г.

Pecado Mortal (Смертный грех), танго, музыка и слова Ады Фалькон


Charlo — Чарло

Настоящее имя: Carlos José Pérez

7 de Julio 1905 – 30 de Octubre 1990

Он был вокалистом, который сделал множество записей между 1925 и 1967 годами. Однако основная часть его записей была сделана в течение всего только четырех лет, с 1928 по 1931 год. По мнению многих, он достиг уровня, сравнимого с Гарделем. Подобно ему, он придумал эмоциональный стиль исполнения, но сдержанный и без экзальтации, с прекрасными интонациями и чутким музицированием. Как композитор, он проявил свой великий мелодический талант, создав значительные произведения в стиле романтического танго.

Карлос Хосе Перес родился на маленькой железнодорожной станции в 15 км от г. Даррегуейра в провинции Буэнос-Айрес. Его отец работал в компании по сбору урожая. На протяжении всей своей жизни он стремился подражать буржуазному образу жизни, появляясь в обличье дэнди. Он был тем, что жители Буэнос-Айреса называют «jailaife» (из высшего света). Его рафинированный стиль привел к появлению Чарло-моды, которая включала одежду и другие аксессуары для мужчин. Возможно, недовольный своей простонародной фамилией Перес, он добавил к ней претенциозное «де ла Риестра», что ошибочно принимают за настоящее имя в его биографических описаниях и обзорах. В любом случае, он идентифицируется со своим артистическим псевдонимом, которое взял в 1924 году для своего дебюта на радио, и которое происходит от Чарли (Чаплин).

Свои первые уроки игры на фортепиано и других музыкальных инструментах он получил в Консерватории в Пуане, небольшом южном городе, заброшенном на равнинах провинции Буэнос-Айрес. Позже переехал в Ла Плата, современную столицу провинции Буэнос-Айрес с ее знаменитым университетоми, диагональными улицами и офисными зданиями в стиле неоклассицизма. Здесь он окончил высшую школу и начал изучение права, которое вскоре забросил. Переезд всей семьи в Буэнос-Айрес способствовал началу его карьеры как певца, который сам себе аккомпанировал на фортепиано. Вскоре состоялся его дебют на Радио Культура в 1924 году. Он пел в кафе «El Americano» в округе Сан-Кристобаль (где его потрясающая элегантность контрастировала со скромным уровнем жизни прихожан) и начал карьеру поющего актера — позже он перешел в кино — в мюзикле в Театре Комедии. По этому случаю, он исполнил ныне забытое свое первое танго «Pinta brava» (Смелый взгляд), включенное в комедию под тем же названием.

Чарло с его красивым голосом и классическим шармом был быстро захвачен индустрией, которая занималась танго и тем, что называется народной музыкой. В 1925 году он записал свой первый диск на студии Электра, с гитарным сопровождением Висенте Спина и Мигеля Корреа. На карнавальном шествии в Росарио, втором большом городе Аргентины, он спел с оркестрами Франсиско Канаро и Роберто Фирпо, двумя самыми популярными оркестрами того времени.

Карьера в кино началась в 1935 году, точно в год смерти Гарделя.

Подобно Гарделю, в 1930-е годы его искусство превратило местный колорит в универсальное настроение всего мира. Это превращение помогло ему добиться успеха в Америке, Испании и Португалии. Его длительные туры и долгое пребывание за рубежом уменьшили его присутствие и значение в аргентинском танго.

Записи Чарло с оркестром Франсиско Канаро

Consuelo (Утешение), пасодобль

Mineral (Минерал), танго

Amores de Granada (Любовь Гранады), пасодобль, 1930-е гг.

Maestro Pietro (Маэстро Пьетро), тарантелла, 1931 г.

En el silencio de la noche (В тишине ночи), вальс, 1930 г.


Ernesto Famá — Эрнесто Фамá

Настоящее имя: Ernesto Famá

8 de Agosto 1908 - 19 de Julio 1984

Эрнесто Фама родился в Буэнос-Айресе в квартале Сан-Кристобаль. Он изучал музыку под руководством маэстро Франсиско Корбани, который преподавал музыку в начальной школе. Кроме того, маэстро также преподавал в детском театре «Lavardén», где Эрнесто стал ведущим актером и певцом. Он выступал в публичных парках, на церемониях, организуемых мэрией Буэнос-Айреса.

В детстве он мечтал стать нотариусом, но великий король танго Карлос Гардель изменил его планы.

Он оставил более трехсот записей как вокалист, и его можно охарактеризовать, хотя он и не был первым, как блестящего эстрибильиста (исполнителя рефренов). Из всего огромного количества его записей найдется не более двадцати, в которых он исполняет текст в полном формате.

Эрнесто не был «образцовым» солистом, его стиль не слишком отличался от других исполнителей того периода, и его интонации были далеки от совершенства. Но его интерес к выступлениям, который проявился уже в юные годы, его обходительные манеры, приятная внешность и хорошее покровительство позволили ему занять самые высокие позиции в свое время.

Он начинал в театре, затем как вокалист в оркестре Освальдо Фреседо, затем с Карлосом Ди Сарли. Сотрудничество с Франсиско Канаро, продолжавшееся достаточно недолго, означало гастроли, выступления на радио и в театральных спектаклях, и сделало возможным для него путь к славе. Вместе они записали около 240 произведений.

Популярность Канаро достигла своего пика, и Фама стал частью этого успеха, одной из золотых страниц танго. Несмотря на количество записей, его карьера не была долгой, только 14 лет в шоу-бизнесе. В 35 лет он уже почти полностью оставил этот бизнес.

Сам Эрнесто рассказывал, что один великий человек, джентльмен помог ему — это был уругвайский композитор Матос Родригес (автор знаменитой Кумпарситы). Он ежедневно приглашал Эрнесто к себе, садился к фортепиано, и они репетировали два танго, написанные Родригесом. Затем Эрнесто выступил с оркестром Сальвадора Мерико, исполнив оба танго.

В начале 1928 г. Эрнесто побывал в Париже с Освальдо Фреседо. Там он сделал несколько записей на студии Одеон. Там же он посетил кабаре «Флорида», в котором выступал Гардель. Эрнесто Фама вспоминал, что Гардель после своих выступлений приходил в кабаре, в котором выступал Фама с оркестром Фреседо, каждый раз с разной женщиной. Фама высмеивал тех, кто распускал сплетни, будто Гардель был нетрадиционной ориентации, и с восхищением вспоминал, какие очаровательные женщины, какие изысканные леди окружали Гарделя!

Он вернулся из Парижа без Фреседо, без денег, но имея за плечами много приятных воспоминаний. По возвращении в Буэнос-Айрес Карлос Ди Сарли предложил ему сделать записи с его секстетом. Маэстро спросил его: «Ты доволен?» — и, не дожидаясь ответа, добавил, — «не отказывайся», — и положил ему в карман 50 песо. «Я спасен», — подумал Фама, поскольку это была довольно большая сумма для него.

Франсиско Канаро, с его коммерческим чутьем, представил Фама публике. Затем последовали выступления в театре, карнавальные выступления в театре «Опера», и везде ему сопутствовал успех.

Он появился в нескольких фильмах, «мыльных операх» на радио, затем вернулся к Канаро, расставшись с ним в 1941 году вместе с певцом Франсиско Амором. Они вместе создали новый оркестр под руководством дирижера Федерико Скортикатти, но не смогли преуспеть в звукозаписи.

Он также был автором текстов и музыки к нескольким композициям, созданным и записанным вместе с друзьями, такими как Луис Сезар Амадори, Антонио Ботта, Энрике Дизео.

Записи Эрнесто Фама с оркестром Франсиско Канаро

Adiós, Juventud (Прощай, юность), вальс, 1933 г.

Suavemente (Нежно), фокстрот, 1934 г.

El Llorón (Плакса), танго

Estrellita mía (Звездочка моя), вальс, 1940 г.

Juanillo, пасодобль, 1932 г.

Milonga, танго, 1933 г.

Quisiera amarte menos (Я хотел бы любить тебя меньше), вальс

No hay tierra como la mía (Нет такой земли, как моя), милонга, 1939 г.


Carlos Roldán — Карлос Ролдáн

Настоящее имя: Carlos Belarmino Porcal

32 de Diciembre 1913 - 16 de Junio 1973

Карлос Белармино Поркаль родился в Уругвае. Будучи совсем маленьким, он проявил страсть к пению. Еще в ту пору, когда носил короткие брючки, Карлос был исполнителем рефренов в оркестре Америко Пиоли. От природы у него был очень приятный характер.

В апреле 1932 года он принял участие в соревновании на Радиостанции Вестингхауз. Пятью месяцами позже спел с гитаристами Канесса и Ремерсаро на Радио 46 Америка, а также в салоне «Афинское искусство». На следующий год он уже был вокалистом танго-оркестра «Los Ceibos», который выступал на Восточном радио CX 12.

Его «банда» друзей из «Ваккаро» и других кафе в районе Эстасьон Гоес, собрала деньги на его поездку в Буэнос-Айрес, организовав шоу в кинотеатре «Авенида», расположенном на 2481 Авеню Сан-Мартин.

В Буэнос-Айресе оркестр Хосе и Луиса Сервидио был первым коллективом, с которым Карлос Ролдан спел на нескольких радиостанциях. Он неустанно искал новые возможности, устроившись в итоге на работу в ансамбль в роскошное кафе на Авенида 18 Июля в Монтевидео. Он совершил турне по Бразилии, а в декабре 1933 года снова вернулся в Буэнос-Айрес как солист на LR 3 Радио Насиональ.

В феврале 1939 г. Карлос Ролдан стал заметной фигурой в памятном цикле передач Радио Белграно по сценарию великого поэта Омеро Манци, названном «Золотое танго». Ему аккомпанировали известные танго-группы Роберто Зерильо, Антонио Суреда и Роберто Фирпо.

Он наиболее близко подошел в своем исполнении к тому, кто был самым значительным голосом в своем жанре — к Карлосу Гарделю.

Карлос Ролдан выступал с оркестром Роберто Фирпо до 1940 г. В следующем году певцы Эрнесто Фама и Франсиско Амор расстались с Франсиско Канаро и перешли в новый оркестр. Немедленно Канаро нанял Ролдана и организовал конкурс, чтобы нанять еще одного певца. Конкурс выиграл Эдуардо Адриан. Первым диском, записанным Ролданом, был веселый вальс Родольфо Скиамарелла «La vida en mil gramos». Это было в октябре 1941 г.

Период работы с Франсиско Канаро способствовал широкой популярности певца и актера в успешных музыкальных комедиях того времени, такие как «Sentimiento gaucho» (Чувства гаучо), «Buenos Aires de ayer y hoy» (Буэнос-Айрес вчера и сегодня) и «Dos corazones» (Два сердца). В мае 1945 г. он расстался с Канаро, хотя очень скоро они встретились снова, чтобы записать только одно танго Канаро, Мореса и Пелая. После расставания с Канаро с 1945 г. Карлос Ролдан возглавил танго-оркестр, руководимый блестящим пианистом Хосе Паскуалем, автором знаменитого танго «Arrabal».

Далее последовал период в Монтевидео, когда он появлялся на сцене с оркестром Эмилио Пельехеро как солист. Затем он вернулся в Буэнос-Айрес, приглашенный Франсиско Ротундо в 1949 г.

В 1950-х он был вокалистом в оркестре Роберто Кало и Мигеля Кало. Сделал много записей с ведущими уругвайскими оркестрами.

Ныне одна из улиц в Монтевидео в квартале Ла Комерсиаль, в котором он родился, носит его имя. Он ушел из жизни 16 июня 1973 г. в Буэнос-Айресе. Его останки были возвращены на родину, в Уругвай, по инициативе Антонио Сервиньо, президента Ассоциации авторов Уругвая, и захоронены в Общественном Пантеоне этой организации.

Записи Карлоса Ролдана с оркестром Франсиско Канаро

Adelaida, вальс, 1944 г.

Una carta (Письмо), танго, 1942 г.

Serenata (Серенада), милонга, 1944 г.

Palomita blanca (Белая голубка), танго гаучо, 1941 г.

Paloma (Голубка), вальс, 1944 г.


Alberto Arenas — Альберто Аренас

Настоящее имя: Tomás Guida

25 de Septiembre 1910 - 12 de Enero 1988

Д’Ариенцо рекомендовал Канаро послушать Альберто Гуида, когда Канаро пожаловался, что Карлос Ролдан ушел, и для премьеры его нового театрального мюзикла нет подходящего солиста.

Альберто Гуида пришел в офис Канаро, расположенный на улице Монтевидео, 600. Мариано Морес уже был там. Они спели несколько танго. Поскольку Канаро был скор на решения, то он немедленно решил нанять певца. Перед его уходом Канаро и Морес передали ему несколько листков с нотами, чтобы он разучил их. Среди них было и знаменитое танго «Adiós pampa mía».

Это был 1945 год, и новая театральная пьеса, поставленная Канаро, представляла собой вольную адаптацию «Танго в Париже» Энрике Гарсиа Вельозо, премьера которого состоялась в 1913 году в Театро Аргентино. В этот раз это было в Театре Президента Альвеара, со сценарием Иво Пелая и музыкой Канаро и Мореса. В спектакле, кроме «Adiós pampa mía», звучали хиты, классика международного уровня «La cumparsita», «A media luz», «Caminito» и «El choclo». Театр был переполнен на каждом представлении до самого конца сезона. Затем, в соответствии с привычкой Канаро, спектакль некоторое время шел в Театро Артигас в Монтевидео (Уругвай).

В спектакле был герой, пастух, которого звали Альберто Аренас. Канаро пришла идея, и вскоре он стал называть своего вокалиста этим именем. Публику привлекал его сильный голос и яркая личность.

Аренас также появился в следующей пьесе, в 1949 году, «Con la música en el alma» (С музыкой в душе). Двумя годами позже эта пьеса была адаптирована для кино, снятого компанией Рио де ла Плата, которой владел Канаро. Но это было неудачей.

Когда они ездили в Монтевидео, Радио Карве всегда ожидало их в своих стенах. Здесь Аренас постоянно пел для слушателей. Также он выступал на карнавальных празднованиях, проходивших по обоим берегам Рио де ла Плата.

Сотрудничество Аренаса и Канаро продолжалось до 1957 года. Они сделали много циклов на Радио Эль Мундо, посвященных танго. Также они выступали на Радио Сплендид и, конечно, сделали много студийных записей. Между 1951 и 1954 г. они совершили несколько турне по Бразилии и многочисленные презентации в городах Аргентины. Его присутствие рядом с Канаро было достаточным для того, чтобы его имя было включено в любой обзор истории танго.

Записи Альберто Аренаса с оркестром Франсиско Канаро

María, танго, 1945 г.

Pa que lo oigan (Для чего это слушают), милонга

Milongón, милонга, 1956 г.

Te dio (Я тебе сказал), танго, 1945 г.

Cimarrona (Дикарка), вальс, 1953 г.

Naipe Marcado (Краплёная карта), танго

 

(По материалам аргентинских, уругвайских и мировых СМИ, перевод автора сайта)


Полезные ссылки

Ada Falcon (на английском языке)

Ernesto Famá (на английском языке)

Ada Falcon (на английском языке)

Carlos Roldán (на английском языке)

Charlo (на английском языке)

Alberto Arenas (на английском языке)


Copyright © 2006-2014 Elena_M. All rights reserved. Site Meter