(Эрнесто Лекуона - Гений Кубы)
6 de Agosto de 1895 - 23 de Novembre de 1963
Эрнесто Лекуона был ведущим музыкантом в музыкальной жизни Кубы первой половины ХХ века. Мелодически-насыщенные композиции, часто пронизанные афро-кубинскими ритмами, стали его безошибочно узнаваемым композиторским почерком.
Практически каждое его произведение, будь то танцевальная композиция или расподия для фортепиано и симфонического оркестра, это настоящий маленький шедевр.
Настоящее имя -
Ernesto Sixto de la Asuncion Lecuona y Casado.
Родившийся в Гуанабакоа, пригороде Гаваны, 6 августа 1895 года, Лекуона оказался вундеркиндом. Его первое произведение было опубликовано, когда ему исполнилось 11 лет. Сначала он проявил себя как выдающийся пианист, окончив Национальную консерваторию в возрасте 17 лет блестящим публичным концертом и получив Золотую медаль. Он отправился в Нью-Йорк давать концерты, и здесь в 1916 году состоялось его первое публичное выступление за пределами Кубы. Международный успех к нему, как к пианисту, пришел здесь же, в Нью-Йорке, семью годами позже. Но вскоре после этого его главным музыкальным занятием стала композиция.
Эрнесто Лекуона был богато одаренным композитором, творившим в разных музыкальных формах, включая музыкальные ревю, сарсуэлы, кантаты, оперетты и произведения для фортепьяно. Его лирические песни стали самыми популярными его произведениями. Среди его основных достижений можно назвать основание Гаванского симфонического оркестра (Havana Symphony), джаз-банда «Кубинские парни Лекуоны» (Lecuona Cuban Boys) и Оркестра Гаваны (La Orquesta de La Habana).
Лекуона также много работал над созданием музыки к фильмам. В 1930-х и 1940-х годах он много написал музыки для главных студий Голливуда: MGM, 20th Century Fox и Warner Brothers. В 1942 году его музыка к фильму «Всегда в моем сердце» (Always in My Heart) была номинирована на Премию Академии кино.
Лекуона, как самый выдающийся кубинский композитор, действительно заслуживает большей известности. Он создал более 1000 композиций, среди который 176 произведений для фортепиано и 37 оркестровых произведений. Его значение в музыке так определил один из его биографов: «Он открыл латиноамериканскую музыку для среднего класса так же, как Брамс и Лист открыли венгерскую музыку для немцев XIX века».
Как сказал Томас Тирино, концертирующий пианист, который записал несколько произведений Лекуоны, достижения Лекуоны заслуживают более значительного внимания серьезных ценителей и критиков. Его музыка, действительно, привлекательна для широкой публики, благодаря красоте мелодий и небольшому размеру пьес, но сами произведения представляют достаточно большую трудность, если вы исполняете их так, как их задумывал Лекуона. Опасность здесь в том, что исполнитель может подчеркивать популярные элементы его музыки в серьезных композициях, не осознавая в полной мере, что они из себя представляют и что за гений стоит за ними.
Лекуону часто определяют как «Кубинского Джорджа Гершвина», поскольку он тоже сочинял музыку и исполнял ее, сочетая классический и популярный жанры. Но все же это недостаточно корректное сравнение. Хотя его сочинения, подобно музыке Гершвина, стирали границы между концертной и популярной музыкой, Лекуона был, прежде всего, миниатюрист, и это было одним из главных элементов его шарма и новизны во многих произведениях. Кстати, Гершвин и Лекуона, у которых был общий издатель, встретились в 40-х годах и подружились на всю жизнь.
Кроме игры на фортепьяно и коллекционирования деревянных и каменных скульптур ацтеков, майа и древних инков, его величайшим увлечением было приготовление черного кубинского кофе. Другие хобби Лекуоны включали выращивание маленьких животных и экзотических птиц, чтение детективов (особенно любимыми были произведения Агаты Кристи) и игру в покер.
Лекуоне приходилось жить в Нью-Йорке и Гаване ввиду его напряженного гастрольного графика. Кубинский президент Фульхенсио Батиста назвал его культурным атташе Кубинского посольства в США в 1943 году. С приходом к власти Фиделя Кастро в 1959 году Лекуона покинул Кубу. В 1960 году он дал зарок не играть на фортепиано до тех пор, пока Куба не станет свободной. Он предпочел жить за пределами родины, курсируя между США и Канарскими островами. Он ушел из жизни в Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) 29 ноября 1963 года в результате сердечного приступа. Эрнесто Лекуона похоронен в Нью-Йорке .
По материалам сети Интернет (перевод автора сайта)
Полезные ссылки:
Биография Эрнесто Лекуоны (на англ. яз.)
Биография Эрнесто Лекуоны (на англ. яз.)
Информация о творчестве Эрнесто Лекуоны (на англ. яз.)
Лучшие записи Эрнесто Лекуоны
Лирические песни и танцевальные мелодии
Siboney (slow-rumba), 1927 год
Siboney (Placido Domingo), на исп. языке, 80-е годы |
Siboney (Михаил Александрович), на русском языке, 30-е годы |
Siboney (Bing Crosby), на англ. языке, 1929 год |
Siboney (Mario Lanza), на англ. языке, 50-е годы |
Siboney (Tereza Kesovija), на словенском языке, 2000-е годы |
Siboney* (Stanley Black and his orchestra?), 30-е годы |
Siboney (Nat Shilkret and his orchestra), 1929 год |
Siboney* (оркестр Альфреда Брита), 30-е годы |
La Comparsa (Carnival Procession), 1929 год
María La O (Rumba Cubana), 1930 год
La Noche Azul (Bolero)
Dust on the Moon (Henry Hall and his orchestra)
Panama (Lecuona Cuban Boys)
Cachita (Lecuona Cuban Boys)
Canto Indio (Lecuona Cuban Boys)
Произведения для фортепиано
Исполняют: Thomas Tirino (piano) & Polish National Radio Symphony.
Дирижер: Michael Bartos
Rapsodia Cubana (Кубинская рапсодия)
Rapsodia Argentina (Аргентинская рапсодия)
Mazurka en Glissando (Мазурка глиссандо)
Cordoba from the Suite Andalucia (Кордова из Андалусской сюиты)
Свои гениальные произведения исполняет сам автор — Эрнесто Лекуона.
Crisantemo (Хризантема)
Damisela encantadora (Очаровательная юная леди)
Habanera (Хабанера)
María La O (Мария по прозванью "О")
Romantico (Романтика)
Siempre en mi corazon (Всегда в моем сердце)
Siboney (Сибоней)
* - записи любезно предоставил Александр. Им же подсказана идея создания данной страницы.
|